Положение о контроле качества образования в ОшТЭК

Министерство образования и науки Кыргызской Республики
ОШСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Положение о контроле качества
образования в ОшТЭК
0ш-2018
Контроль качества образования в Ошском торгово — экономическом
колледже — это целостная система, основанная на скоординированной и
целеустремленной деятельности всех подразделений и должностных лиц по
осуществлению контрольных мероприятий плановой и методической основе.
ПОЛОЖ ЕНИЕ
о контроле качества образования в Ошском торгово- экономический колледже
1. Общие положения
Система контроля качества образования внедряется для
всестороннего усовершенствования деятельности колледжа путем
предупреждения, выявления и устранения недостатков, поиска резервов
улучшения учебно-воспитательного процесса и работы его подразделений,
обобщения и распространения лучшего опыта, улучшения дисциплины и
усиления ответственности преподавателей,
сотрудников и студентов по результатам деятельности в колледже.
Главными заданиями системы контроля качества образования являются:
— систематический анализ хода и качества выполнения закона КР «Об
образовании», нормативных документов М инистерства образования и науки КР,
стандартов образования, а также решений руководства колледжа;
— постоянное и всестороннее изучение уровня состояния работы по
выполнению заданий, возложенных на колледж, по подготовке специалистов
среднего звена .
Ответственность за эффективную деятельность системы контроля в
колледже несут директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
и руководители структурных подразделений.
Непосредственным организатором внутриколлежского контроля
является заместитель директора колледжа по УВР.
Система контроля качества образования в ОшТЭК включает:
— контроль качества учебного процесса
— контроль качества подготовки специалистов (профориентационная
работа, качество оценивания знаний, результаты трудоустройства и
дальнейшего карьерного роста)
2. Контроль качества учебного процесса
Контроль качества учебного процесса является многоуровневой
системой, что позволяет объективно и постоянно оценивать качество
подготовки будущего специалиста.
Контроль осуществляется на уровнях:
— уровень руководства колледжа;
— уровень факультетов (отделений);
— уровень кафедр ( предметных цикловых комиссий);
— уровень студентов, которые учатся в колледже;
— уровень выпускников.
Контроль осуществляют:
— директор колледжа;
— заместители директора колледжа;
— деканы ( заведующие отделениями);
— зав.кафедрами (председатели цикловых комиссий)
Контроль проводится в форме:
— комплексных и тематических проверок качества преподавания
отдельных дисциплин, работы кафедр ( цикловых комиссий) с заслушиванием итогов
проверок на педагогическом и методическом советах колледжа;
— участию администрации учебного заведения на заседаниях кафедр ( цикловых
комиссий) и совещаниях ;
— рассмотрения и учебной — методической документации, и
документации по организации учебного процесса. Обсуждение текстов лекций
и учебных — методических разработок;
— проведение проверок выполнения распорядка дня, расписания
занятий, тематических планов и индивидуальных планов преподавателей;
— проверок ведения учебных журналов, журналов классных
руководителей, групп, журналов взаимного посещения занятия;
— проверок учебно-методических комплексов по учебным
дисциплинам;
— анализ результатов заседания комиссий по защите отчетов по
практике;
— анализ результатов проведения рубежного и семестрового контроля
знаний;
— проведение обязательных контрольных работ, контрольных срезов
знаний студентов с дальнейшим анализом их результатов;
— проверок материально — коллежского уровня обеспечения учебных
занятий и состояния учебно — материальной базы;
— посещение занятий преподавателей колледжа лицами, которые
осуществляют контроль за проверкой учебного процесса в колледже;
— самоанализу деятельности образовательного учреждения, которая
проводится систематически по критериям, определенным стандартам СТЮ. и в
соответствии с требованиями МНО КР;
— проведение регулярных опросов (анкетирование) студентов.
Проведение контрольных срезов имеет цель выявления уровня знаний,
умений и навыков, что получают студенты на определенном этапе изучения
предмета, проверку качества учебного процесса, активности оценивания знаний
студентов.
Проведение контрольных срезов знаний проводится избирательно в
группах на неделе, которая является следующей за неделей проведения
рубежного контроля. Перечень групп и предметов, где проводятся контрольные
срезы знаний, определяется распоряжением заместителя директора по учебновоспитательной работе на рассмотрении вопросов анализа результатов рубежного
контроля на методическом совете или после назначения комплексной или
тематической проверки качества преподавания отдельных дисциплин, работы кафедр
(цикловых комиссий).
Для проведения контрольных срезов знаний на кафедрах ( в цикловых комиссиях)
создается база заданий для проведения контрольных срезов.
Задание для проведения контрольного среза должно содержать тестовую и
расширенную часть. Количество вариантов в контрольных срезах должно быть не менее
чем 8.
Контрольные срезы проводятся на занятиях по дисциплине, которая
проверяется, за счет времени, отведенного на проведение теоретических
занятий. Время проведения срезов составляет 30 минут. Для проведения срезов
назначается лицо из числа администрации колледжа ( инспектор по качеству) или
председатель цикловой комиссии ( зав. кафедрой).
Проверка срезов организуется зав.каф. ( председателем цикловой комиссии) с
привлечением преподавателей профильной цикловой комиссии или других
учебных дисциплин. До проверки срезов не привлекаются преподаватели,
состояние преподавания, которых изучается при проведении данных срезов.
Преподавателю выдается анализ результатов срезов, которые
обсуждаются на заседании кафедры ( цикловой комиссии).
Внеплановые комплексные и тематические проверки качества
преподавания отдельных дисциплин, работы кафедр (цикловых комиссий) проводятся по
приказу директора колледжа.
Предложения относительно проведения внеплановых тематических
проверок преподавания отдельных дисциплин, работы кафедр ( цикловых комиссий)
могут подаваться директору методическим советом по результатам анализа
результатов рубежного, семестрового контроля, анализа посещения занятий,
анализа проверки учебно-методических комплексов по дисциплинам.
При проведении комплексных или тематических проверок качества
преподавания приказом по колледжу создается комиссия, которую возглавляет
заместитель директора по УВР или другое лицо, назначенное директором( инспектор
по качеству).
Главным документом, который определяет содержание, формы и
методы комплексной или тематической проверки, является программа
проверки. Программа проверки разрабатывается для проведения каждой
проверки с учетом их цели и содержания. В программу вносятся: цель и
длительность проверки, перечень вопросов, ответ на которые даст возможнос ть
получить исчерпывающую информацию (данные) согласно поставленной цели.
Перед проведением контрольных срезов директор колледжа, или по его
поручению заместитель директора, проводит исчерпывающий инструктаж лиц,
предназначенных для проведения контроля оценивания знаний студентов.
Во время инструктажа этим лицам сообщаются предыдущие данные, которые
характеризуют объект контроля, его место в деятельности колледжа и задания,
которые им решаются, систематизированное изложение главных требований,
которые выдвигаются к объекту контроля в действующей нормативной и
внутриколлежской документации, методике проведения проверки, порядок
завершения и оформления ее результатов.
К проведению проверок могут привлекаться наиболее компетентные
члены методического совета, опытные преподаватели других учебных
дисциплин. В случае необходимости в состав комиссий по проверке по
согласованию с руководством и общественными организациями колледжа
включаются их представители.
Во время проверок необходимо создавать деловую атмосферу,
придерживаться необходимой требовательности и доброжелательности,
исключая предубежденность и необъективность в оценке деятельности тех, кого
проверяют. Лица, предназначенные для проведения контроля знаний, обязаны к
подготовке окончательных выводов по итогам контроля ознакомить лица,
которых проверяют, с результатами и материалами проверок.
В колледже обеспечивается образцовый учет материалов контроля, их качественное
оформление, своевременная разработка и реализация мероприятий (решений), которые
вытекают из результатов проверок.
Контроль за реализацией мероприятий
По итогам проверки готовится вывод, который включает сжатое и
конкретное изложение результатов и предложений относительно мероприятий,
необходимых для устранения выявленных недостатков, распространения
позитивного опыта и улучшения соответствующей работы.
Результаты контроля могут выноситься на обсуждение производственных
совещаний, заседаний кафедр (цикловых комиссий), педагогического и методического
советов; относительно них могут выдаваться приказы, а также разрабатываться
методические и другие материалы.
Директор колледжа организует контроль за работой структурных
подразделений из устранения выявленных во время проверки недостатков.
Ответственность за своевременное устранение недостатков несут лица,
отмеченные в документах о проверке,
Посещение занятий является той формой контроля, которая позволяет
получить полную информацию о качестве преподавания дисциплины,
установить связь между качеством преподавания и результатами обучения, а
также позволяет выявить передовой педагогический опыт и способствовать его
распространению.
Основные задания ответственного лица, которое контролирует учебные
занятия:
— установление соответствия содержания занятия требованиям
рабочего учебного плана и рабочей программы;
— установление степени подготовки преподавателя к занятиям, наличие
учебно-методической документации;
— определение теоретического и методического уровня преподавания,
степени реализации межпредметных связей, практической направленности
занятий, уровня организации работы всего учебного подразделения (потока,
учебной группы);
— анализ содержания занятия: установление актуальности,
использования в процессе преподавания практического опыта , а также
результатов научных исследований;
— определение уровня культуры речи преподавателя,
последовательности и темпа изложения, доступность;
— анализ умения преподавателя направлять, активизировать
умственную деятельность студентов, наличие психолог ического контакта с аудиторией;
— выявление передовых технологий учения;
— определение эффективности использования технических средств
обучения, дидактичных и наглядных материалов;
— определение степени усвоения учебного материала студентами;
— определение уровня планирования, организации и контроля
самостоятельной работы студентов.
Лица, которые контролируют учебные занятия, обязаны входить в
аудиторию к началу занятия и присутствовать на занятиях к его окончанию. В
ходе занятия им не позволяется вмешиваться в работу преподавателя или
делать ему замечание.
После окончания занятия (не позже следующего дня) лицо, которое
проверяло занятие, проводит его разбор при участии преподавателя, а также
при необходимости — зав.кафедрой ( председателя цикловой комиссии), анализирует
позитивные и негативные стороны в организации и методике проведения
занятия, дает рекомендации и предложении относительно устранения
выявленных недостатков.
Результаты проверки записываются этим лицом в журнале контроля
учебных занятий не позже следующего дня. Запись должна содержать всес торонний
разбор занятия с указанием позитивных и негативных сторон, и давать соответствующие
рекомендации.
Преподаватель должен расписаться в журнале, ознакомившись с замечаниями.
Результаты всех мероприятий относительно контроля качества учебного
процесса анализируются на заседании кафедры ( цикловой комиссии).
Результаты контроля в масштабе колледжа при необходимости
анализируются методическим кабинетом, обсуждаются на заседаниях
педагогического и методического совета, разрабатываются мероприятия
относительно совершенствования учебного процесса.
2.3 Уровень управления качеством учебного процесса
2.3.1 Уровень руководства колледжа
Контроль за качеством обучения со стороны руководства осуществляет
директор колледжа и его заместители, которые руководствуются Законами КР,
приказами Минобразования, принятыми в колледже положениями.
Руководством колледжа проверяется:
— организация воспитательной работы;
— организация работы факультетов ( отделений), выполнения планов воспитательной
работы;
— организация работы кабинетов, лабораторий и кружков;
-организация работы кафедр ( цикловых комиссий)
— организация учебного процесса, экзаменов и ликвидации академических
задолжностей,
отработка пропущенных занятий;
-состояние преподавания дисциплин;
-выполнение индивидуальных планов преподавателей;
— разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам,
методическое обеспечение дисциплин ;
— выполнение учебного плана по специальности;
-проведение практического обучения;
-результаты текущего и рубежного контроля, объективность оценивания студентов;
— использование технических и программных средств в учебном процессе;
— организация самостоятельной работы студентов;
— осуществление кафедрами ( цикловыми комиссиями) контроля за посещением и
успеваемостью студентов;
— выполнение планов работы кафедр ( цикловыми ком иссий);
-организация работы по повышению квалификации преподавателей;
— наличие необходимых документов .
Результаты проверок, при необходимости, выносятся на обсуждение
оперативного совещания при директоре колледжа, педагогического и
методического советов.
В случае необходимости издается приказ по колледжу с применением
административных санкций.
2.3.2 Уровень факультетов (отделений)
Основным направлением деятельности деканов факультетов (заведующих отделений )
относительно осуществления контроля за качеством обучения является:
— анализ результатов рубежного контроля и сессий на предмет
успеваемости студентов ;
— анализ сведений о посещении и успеваемости, принятии
соответствующих мер;
— анализ работы кафедр (цикловых комиссий) по организации самостоятельной
подготовки, отработке пропущенных занятий;
— организация работы кафедр ( цикловых комиссий ) и руководс тво практикой;
— организация работы со старостами групп относительно контроля за
посещением занятий студентами ;
— организация работы с органами студенческого самоуправления по
вопросам улучшения качества образования .
2.3.3 Уровень кафедр ( цикловых комиссий)
Кафедра (цикловая комиссия ) является основным подразделением колледжа,
которая осуществляет контроль за качеством обучения студентов и определяет
направление дальнейшего контроля и его совершенствования. Преподаватели
кафедры (цикловой комиссии) организуют и проводят:
— текущий и итоговый контроль знаний ;
— оценку знаний, полученных студентами на предыдущих смежных
дисциплинах (входной контроль);
— самостоятельную работу студентов во время самоподготовки;
— контроль за освоением практических навыков в ходе прохождения
практик;
— студенческие олимпиады, конференции, семинары;
— дополнительное обучение для неуспевающих студентов.
Зав. кафедрой (председатель цикловой комиссии) проводит анкетирование
преподавателей, выпускников и студентов по вопросам организации учебного
процесса. Вопросы анкетирования разрабатываются при участии методкабинета.
Контроль должен быть систематическим, объективным, действенным и
охватывать все стороны образовательного процесса. Его цель — с одной стороны
выявлять позитивный опыт и недостатки в учебной и методической работе, с
другой — предоставление практической помощи преподавателям в обеспечении
высокого качества образовательного процесса.
Результаты всех мероприятий относительно контроля качества учебного
процесса анализируются на заседании кафедры (цикловой комиссии), где обсуждаются
и разрабатываются мероприятия относительно совершенствования учебного
процесса.
2.3.4 Уровень лиц, которые учатся
Студенты являются активными участниками процесса контроля качества учебы.
Качество преподавания отдельных дисциплин преподавательским
составом оценивается лицами, которые учатся, путем анонимного
анкетирования по оценке лекций, семинарских и практических занятий. В
анкету могут вноситься замечания и предложения относительно улучшения
учебного процесса, организации работы кафедр ( цикловых комиссий). Методический
кабинет обобщает результаты анкетирования и сообщает их педагогическому
коллективу.
Периодически на заседаниях методического совета итоги анкетирования
доводятся членам совета с рекомендациями и предложениями к учебному
процессу с учетом мнений лиц, которые учатся.
2.3.5 Уровень выпускника и работодателя
Взаимодействие с выпускниками колледжа позволяет корректировать
учебный процесс с учетом потребностей практики.
Оценка уровня обучения выпускниками, которые проработали по
специальности несколько лет, осуществляется путем анкетирования
выпускников по всем вопросам, что касаются основных направлений учебы в
колледже. Выпускники не только оценивают качество обучения, но предлагают
конкретные предложения, как повысить качество подготовки специалистов.
Анализ результатов анкетирования проводится инспектором по качеству совместно
с методическим кабинетом.
По итогам анкетирования руководство колледжа принимает
соответствующие решения, что позволяет своевременно устранить выявленные
недостатки в организации и содержании учебного процесса
3. Контроль успешности и качества подготовки студентов
Контроль успешности и качества подготовки студентов проводится с целыо
получения необходимой информации о выполнении ими графика учебного процесса,
установления качества усвоения учебного материала, степени достижения
поставленной цели учебы, стимулирования самостоятельной работы студентов.
Контроль качества подготовки специалистов проводится в форме:
1)текущего контроля;
2) рубежного контроля;
3) итогового контроля;
4) итоговой аттестации выпускников;
5) отзывов работодателей о качестве подготовки выпускников
Положение рассмотрено и утверждено
на заседании Педагогического совета.
Протокол № 1 от 07.09.2018г.

About the author

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *